И.Я. Гриц цитирует книгу Иеремии из «ТаНаХ в дословном переводе» Гурфинкеля. Цитаты курсивом даны из Библии Синодального перевода.

Здравствуйте дорогие друзья, дорогие братья и сестры. Сегодня мы будем говорить о пророке Иеремии. И тема, которую я избрал, состоит из двух аспектов. Первое, это трагичность служения пророков. И второе, Иеремия – как прообраз Христа в Евангелии. Мы говорим о Иеремии как о пророке, который давал потрясающие пророчества о народе Божьем, о соседних странах, о разрушении Храма, и так далее. Но есть еще один аспект, на мой взгляд, важный, он пророчествовал о Мессии. И эти пророчества совершенно потрясающие. Но давайте начинать, чтобы не быть голословными.

Пророк Иеремия происходит из древнего священнического рода. Место, в котором он жил, Анатот или Анафоф, по-разному звучит, но смысл один и тот же. Это не очень далеко от Иерусалима. Это поселение сохранилось до сего дня, и оно совершенно удивительное. Если кто из вас будет там, стоит туда съездить. Внизу протекает ручей. Это тот самый ручей, который во многих местах образует купальни, говоря языком научным «цистерны», или «миквы», если говорить языком ветхозаветным, религиозным. Несомненно, что вдоль этого ручья ходили пророки, ходил сам Господь со своей семьей.

Сегодня путь от Иерихона, где обычно переходили через Иордан к Иерусалиму, проложен гораздо выше. А в древности, конечно, все пути, дороги, тропы шли вдоль водных источников – там, где можно было попить, где можно было омыть себя. И если будете в этих местах, попробуйте, как поразительно вкусна вода из водопровода к Иерихону, который был проложен уже во времена Ирода Великого. В те времена, во времена Ирода Великого, Иерихон был курортным городом для богачей, для знати иерусалимской. Там они строили дома, там был приятный климат. И этот водопровод сохранился во многих местах: остатки глиняных труб, и это все доподлинные вещи. Если захотите посмотреть пути, по которым ходил Господь, то лучше места не найти. Это мы немножко в сторону ушли.

Впервые Анатот упоминается в Книге царств – туда был сослан один из первосвященников. Отец Иеремии тоже был довольно знаменитый человек. Считается по древнему преданию, что он был именно тот, кто при царе, который правил в это время, нашел в Храме свиток Торы. И царь велел привести всю жизнь в государстве в соответствие с Законом.

Сам Иеремия был призван к служению очень рано. Вот, мы читаем во второй главе: «Отец Иеремии Хелкияху, сын Шофана, священнослужитель, который во дни царя Иосии обнаружил в Доме Господнем свиток Торы. Сын Иеремияху, – (по-русски звучит как Иеремия), – пророчествовал во дни царя Иосии на тринадцатый год его царствования, когда и сам Иосия, и все его царство иудейское еще от всех злодеяний не возвратились на пути Господни. Это произошло только на семнадцатом году его царствования». Очень интересно, что сама книга Иеремии начинается со слова «речи», потому что она содержит пророческие речения Иеремии относительно Израиля, относительно язычников, а также речения о нем самом, что с ним произошло в бытность пророком для сынов Израиля. Согласно одному мидрашу, только у трех пророков пророчества представляли собой речи укоризненные, то есть обличительные — речи Амоса и речи Иеремияху.

И вот дальше мы читаем слова, которые кажутся для нас странными. Первая глава: «Прежде, чем Я создал тебя во чреве, Я знал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я посвятил тебя, пророком для племен Я поставил тебя. И сказал я: ах, Господин мой, Боже, ведь я не умею говорить, ибо я отрок».

Иер.1:5-6: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

«Отрок» здесь надо понимать в буквальном смысле слова – совсем молодой человек, юноша, а, может быть, еще моложе. Вспомните, пожалуйста, призвание пророка Самуила, он был тоже отрок. Иеремия призван обличать народ, как и пророк Самуил, не просто им что-то говорить, открывать какие-то тайны будущие, следующих десятилетий или столетий, а обличение, вот в чем его призвание – «я слишком молод, чтобы в своем возрасте обличать народ Израиля».

И вот здесь мне хочется обратиться к знаменитой сцене Евангелия, когда Иосиф и Мария вместе со своими односельчанами, согражданами и, конечно, с детьми пришли в Иерусалим на праздник. И отрок двенадцати лет – Иисус – потерялся, и его нашли в Иерусалиме, где Он учит народ, отвечает на вопросы. Это место тоже сохранилось, так называемые «учительные ступени». Это самое мое любимое место для молитвы, там присутствие Господа чувствуется невероятно сильно. Что значит, отвечает на вопросы? То, чем Он занимался будучи уже призванным к служению. Но здесь не даром Лука говорит о Его возрасте, Он еще несовершеннолетний. Я напомню, что совершеннолетие, согласно традиции, наступало в 13 лет. С этого момента мальчики, которые первый раз призывались к чтению отрывка из Торы, а потом должны были проповедовать, становились взрослыми. И потом они имели право участвовать в судебных делах, общих молитвах взрослых мужчин, т.е. входили, когда нужно было 10 человек для молитвы, и т.д.

Когда мы эту сцену читаем, мы удивляемся, но не слишком. Вот теперь я хочу, чтобы вы очень удивились. Каково было отроку Иисусу, который не просто учил народ? Кто или что Его вдохновлял в этом Его несколько-дневном служении? Они нашли Его на третий день, Он там три дня сидел и учил. Я думаю, что это был пророк Иеремия, даже уверен в этом.

Вот этот диалог, который мы начали, – «как же я не умею изречь, ибо отрок я», – говорит Иеремия Господу, – «но сказал Господь мне, не говори, отрок я, но куда бы Я ни послал тебя, ты пойдешь и чтобы ни повелел тебе, ты изречешь, и не страшись их, ибо с тобой Я, и могу тебя вызволить», – было так сказано Господом.

Иер.1:6-8 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. 

Когда-то я рассказывал о тесной и неразрывной связи Ветхого и Нового Завета, вот теперь мы это видим буквально. Эти слова, этот диалог Господа Бога и отрока Иеремии означают – «…ты будешь делать, у тебя хватит сил на то, что Я тебе повелю». И это ключ ко всей книге пророка Иеремии, ко всем речам, ко всем словам. Господь дал Иеремии необыкновенно любящее сердце. Иеремия очень любит свой город, народ, он очень любит народ Божий, который Господь призвал к себе, любит Иерусалим, любит царство, в котором он живет. Это я рассказываю вам не для того, чтобы вас просветить, вы это и так знаете. Но вот, представьте себе жизнь человека, призванного обличать тех, кого он любит, это невероятно сложно. Как это сделать, как возможно? В этом трагедия. Трагизм служения Иеремии был не только в том, что его били, обзывали и всякие ужасы с ним творили. Это, конечно, страшно, но не самое страшное. Самое страшное – это обличать тех, кого ты любишь. И в этом был трагизм служения Иеремии. Но Господь говорит – «не бойся, Я с тобой».

Я думаю, что эти слова очень утешали Господа Иисуса в Его служении. У меня нет сомнения, что Его как бы прикладной, любимой книгой, которую Он все время перечитывал в своих путешествиях, в своих походах, в поздние времена, когда Он был призван к служению, это была книга Иеремии. Потому что цитат из Ветхого завета достаточно много в Евангелии, в Луке тоже, но дело не в цитатах, а в том, что Господь Иисус как бы идет путями Иеремии, идет его дорогой, обличает тех, кого Он любит и это – ключ к Евангелию, не только к Иеремии. Попробуйте, каково это – обличать других словами «порождения ехидны» и прочими жесткими словами. Это повторение того, что когда-то приходилось говорить Иеремии. Понятно, что его хотели сбросить со скалы, понятно, почему его хотели побивать камнями и прочие ужасы с ним творить. Он их обличал, и это очень ясно.

Я советую вам попробовать читать Евангелие, например, Евангелие от Луки и книгу Иеремии параллельно. Поверьте, что этот опыт не будет для вас пустым и бесплодным. Вы заново увидите и жизнь Господа Иисуса, и заново увидите пророчество. Оно не только о том, что Мессия идет по его стопам. Жизнь Мессии нам открывает жизнь Иеремии. У меня нет сомнений, что возраст Иеремии, когда происходит этот диалог пророка и Господа Бога такой же, как у Иисуса – 12 лет. То есть он еще несовершеннолетний, поэтому он говорит – «я отрок, как я могу их обличать, как я могу им что-то говорить». Понимаете, это как бы вектор, направленный в обе стороны, прямой и обратный. Текст Евангелия, если вы войдете поглубже в образ Господа Иисуса, в Его дела, Его трудности, Его свершения, вы увидите и заново Иеремию, Он вам откроет Иеремию. Вот это может быть самое главное, что я хотел бы вам сегодня сказать. Но давайте пойдем дальше.
Иер.1:9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
«Простер Господь руку свою», – это мы продолжаем самое начало, первую главу, – «и коснулся рта моего». Очень напоминает сцену призвания пророка Исаии, помните? Там ангел взял с жертвенника уголь щипцами и коснулся рта пророка Исаии. Это значит, что он выжег всю нечистоту, сгорела вся нечистота, вся греховность, непрощенная до сих пор пророку Исаии. Рука Господня, это нужно понимать образно, которая касается рта юноши или подростка, это тоже самое, что огонь поедающий. Огонь – сам Господь, об этом говорил еще Моисей, и Давид об этом писал.

Но одновременно Он говорит – «вот, Я вложил речения в рот тебе». Что это значит? Мы знаем, что нередко тот, кого призывали к пророческому служению, бывает, говоря языком Библии, косноязычен. Вспомните, слова Моисея – «я не могу говорить, я не умею». Речь идет не просто о ненаученности, а о какой-то физической немощи, косноязычии, может быть, заикание, а может, еще что-то. Но Моисей говорит – «вот, я не могу говорить, что Ты меня посылаешь». И Господь даже сердится на него – «разве нет у тебя брата, говори брату, а он будет пересказывать народу». «Вот, я вложил Мои речения в рот тебе», то есть – «Я даю тебе дар говорения, дар проповеди, дар обличения».
Иер.1:10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

«Смотри, Я назначил тебя сегодня над народами и над царствами, корчевать и крушить, губить и разрушать, строить и насаждать». О чем идет речь? Разумеется, «строить», «губить», «крушить» – речь не относятся к городам, племенам, народам, жизнь живую разрушать нельзя. Что можно крушить и разрушать? Грехи, речь идет о грехах. «Я поставил тебя над народами, племенами и царствами, чтобы корчевать». Грех трудно победить, он имеет корни, может быть, корни вполне безобидные. И слово «корчевать» относится, конечно, к корню, от слова «корень».

Представьте себе, что сейчас приходит какой-то пророк, призванный корчевать грех блуда. В нашем мире, в котором приняты, распространены парады гордости, и каждый город гордится тем, что в нем проходят эти парады, попробуйте выкорчевать этот грех. Мне очень трудно себе это представить, какой силы и мощи должен быть пророк, какой дар у него могучий должен быть для того, чтобы жизнь живую отделить от греха, от гадости. Сохранить живое и уничтожить то, что ведет к смерти, а к смерти ведет грех. Видите, как интересно. Читая пророка Иеремию, мы начинаем понимать, как же было невероятно сложно в его служении, и как нам необходимы сегодня такие же пророки, такой же мощи, потому что время наступило тяжелое. «Строить и насаждать» – о чем идет речь? Здесь речь идет уже не о грехе, а о праведности, о святости.

Иер.1:11-12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.

«И было речение Господне ко мне, который сказал, что ты видишь Иеремия?». Вот начинается новая часть, это видения – «что ты видишь?». Господь Иеремии, как когда-то Амосу или Осии, показывает нечто, чтобы он мог это понять и потом эти образы использовать в своих обличениях и наставлениях, чтобы исправить пути от греха к праведности. «Прут миндальный я вижу». Прут миндальный, т.е. веточка, с которой сняли листочки, а может быть, даже прутик. «Хорошо ты видишь, сказал мне Господь». Эти слова удивительны и каждый раз меня поражают. «Хорошо ты видишь» означает – «правильно ты видишь». «Ибо радею моему речению, чтобы его исполнить». А почему миндаль? Что такое миндаль? Здесь, в этой земле, первое, что начинает цвести — это миндаль. Когда заканчивается зима, а зима здесь не такая как в Европе или России, она не снежная, а скорее мокрая, миндаль – это первое, что зацветает и это невероятно красиво. Прутик миндаля, посаженный в землю, начинает быстро расти и быстро цвести, и цветы миндаля удивительно прекрасны. Два миндальных кустика – совершенно не совпадают по цвету, по форме, сами цветы разного цвета – разноцветье, белые, сиреневые, голубые. Есть практически все цвета спектра, и это красота. А там, где красота, там Господь присутствует, Господь – это и есть сама красота. «Что ты видишь – прут миндальный» – то есть прут еще не расцвел, он должен быть посажен и полит, ухожен и тогда он расцветет, и тогда в свое время появятся и плоды, т.е. миндальные орешки. «Я радею», – то есть тружусь, говорит Господь – «моему речению, чтобы его исполнить». Мы должны с вами внимательно это читать и иметь некоторое зрение. Хорошо, чтобы нам было сказано – «хорошо ты видишь».

Я хотел отметить еще один аспект. Мы когда-то говорили, что все пророки близки друг другу, и то, что я сейчас вам рассказал, близко к Амосу. Хорошо бы, чтоб вы перечитали так же параллельно Иеремию и Амоса, и Исайю. Вы увидите, как все близко и похоже. «Радею моему речению, чтобы его исполнить», т.е. «тружусь над этим прутиком, чтобы он расцвел». Понятно, что это образ, метафора. Чему уподобляет Господь этот прутик? Народу Божьему, нам с вами, которые могут расцвести прекрасными цветами, многочисленными и разнообразными. До сих пор легко найти сейчас, гуляя где-нибудь рядом с Иерусалимом, и даже в самом городе, кусты, ветки миндаля, которые цветут и дают потрясающий запах. И это замечательный образ расцветшего народа Божьего, расцветшей церкви Божией, потому что без помощи Господа, Который трудится над этим прутиком, над нами с вами, ничего не получается. И это замечательно. Разумеется, миндаль относится к этой земле. А в России это может быть верба, сирень. Всё, что вы пожелаете, может стать образом цветения народа Божьего, который не только здесь живет, а по всему миру, там, где Господь его насадил.

Я бы хотел, чтобы вы эти образы не фиксировали жестко – миндаль и только миндаль, а переносили их в ваши обстоятельства, там, где вы живете. И тогда, видя расцветшие кусты сирени или еще чего-нибудь, вы бы радовались и вспоминали слова, эти речения пророка Иеремии. И это было бы замечательно, и потом рассказывали бы другим.

Иер.1:13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.

«И было речение Господне ко мне во второй раз, говоря, что ты видишь? Сказал, я вижу котел кипящий и лицо его к северу». Странно, какое лицо у котла? Котел кипящий – это не то, что на печи стоит, это то, что стоит во дворе на углях, на огне, на костре. Зачем он нужен, котел кипящий? Только для одного. Когда мы читаем Евангелия, Иоанна и другие, сцену, когда Петр холодной ночью идет во двор первосвященников, то там всюду костры, всюду огонь. Но не для того, чтобы греться – Пасха близко, праздник Пасхи. Надо омыть, сделать ритуально чистой всю посуду – вилки, ножи, сковородки, ложки, чашки и так далее. Это делается очень просто – в большой котел с кипящей водой окунают всю посуду. И до сих пор это делается перед самой Пасхой. Тут не совсем понятный нам образ – «котел кипящий я вижу и лицо его к северу». Что такое лицо? У котла очень часто, как и у ведер, бывает носик для слива, через который можно кипящую воду вылить, куда надо. Та сторона котла, откуда содержимое выливают, называют лицевой. Так было принято в древности, лицо его — то есть сторона котла, через которую можно вылить.

«…лицо его к северу. Сказал Господь мне: с севера откроются злоключения». Действительно, к северу от Иерусалима находится Вавилон, северо-восток от земли Израиля. И оттуда пришли завоеватели, захватили все царство Иудейское, разрушили Иерусалим, разграбили и разрушили Храм. И это уже другого рода пророчество. Если с веточкой, с прутиком миндальным – это образ надежды, образ того, что грехи уйдут, то здесь, это тоже прослеживается – кипящая вода смывает нечистоту. Понятно, людей в кипящую воду не окунают. И тут вспомнилась знаменитая сказка Ершова «Конек-горбунок», где царь требует, чтобы Иванушка прыгнул в кипящий крутой кипяток, и конек говорит – «прыгай, не бойся». Это всегда странный момент, вышел он оттуда красавцем, совсем другим. А самое главное, он вышел оттуда очищенным, если следовать библейским образам. Понятно, что это сказка. Кипящий котел, конечно, это образ Иерусалима, и параллельное место ему – это Иезекиль, 24:3 «На огонь ставь котел, ставь».

Иез.24:3 И произнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь и налей в него воды.

«С севера откроются злоключения». «Откроются» – такой интересный глагол, который буквально переводится «распускать, развязывать». Он относится, например, к верблюдам. Верблюдам на ночь связывают ноги, голову, рот в намордники своего рода, а утром развязывают, распускают, чтобы они могли встать, походить, поесть. То есть, мысль здесь очень простая – это страшное нашествие, зло-ключение было на привязи, Господь его держал. А теперь оно отвязано, чтобы ему наброситься на Израиль. Видите, как интересно, иногда вот эти буквальные переводы дают нам очень много для понимания. Господь его отвязывает, отпускает на свободу, дает ему власть.

Иер.1:15-16 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.

«Для всех населяющих землю откроется слух об этом. Ибо вот, Я призываю все семейства северных царств, сказано Господом, они придут, и каждый поставит стол при входе во врата Иерусалима, вокруг всех стен его, и во всех городах Иуды. И Я изреку над ними суды Мои за все их злодеяния, за то, что они оставили Меня и возносили курения другим богам…». Понятно, что семейства – это народы. А царства – это цари, главы царств, которые придут. В Вавилоне был не только один царь, а очень много земель Вавилонский правитель завоевал. «За то, что они Меня покинули, воскурения совершали божествам другим, простирались в поклоне изделиям рук своих» – идолам.

Иер.1:17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.

«А ты пророк, опояшь свои чресла, встань и изреки им все, что Я тебе повелю». Зачем этот образ и приказ опоясать чресла, быть препоясанным? Когда люди были дома, они эти пояса снимали. Они мешали свободно есть, двигаться и отдыхать, спать. А, выходя из дому, быть не препоясанным считалось унизительным. Так что препоясание – это образ силы, пояс дает силу. Вот, как сегодня тяжелоатлеты, борцы, штангисты прежде, чем начать свои спортивные действия, они обязательно препоясываются. Пояс стягивает мышцы, дает силу рукам и ногам. «Стань и изреки все, что Я тебе повелю, не испугайся их, чтобы Я не сокрушил тебя прежде перед ними». Вот, опять мы приходим к интересному и страшному моменту. Служение пророка не только трагично, оно воистину страшно – «если ты этого не сделаешь, если ты не пойдешь и не скажешь, что Я тебе велю, Я сокрушу тебя перед ними», то есть раньше их.

Иер.1:18-19 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.

«Вот Я поставил тебя сегодня городом укрепленным и железным столпом, медными стенами против всей земли, для царя Иуды и его предводителей, для его священнослужителей и для народа земли». То есть, ты будешь для них как укрепленный город и тебя им не одолеть, как человеку не одолеть укрепленного города, тем более, если у этого города будут медные крепостные стены. Говорится также о железном столпе. Это ворота, которые укрепляются железным столпом, которые ни сломать, ни согнуть невозможно. «Вот, каким я сделаю тебя против них». А теперь подумайте, какая должна быть вера, доверие у пророка к Богу, чтобы идти и говорить такие слова, за которые его могут вполне не только побить, а убить. Пророк должен абсолютно доверять Богу, что Тот с ним, и ничего с ним не сделают.

Иер.2:1-3 И было слово Господне ко мне: иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль [был] святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь.

«Иди, скажи городу» – буквально, в уши Иерушалайму, Иерусалиму. Под городом, конечно, подразумевается народ. Город – это образ всего народа. «Я помню за тобой милость твоего отрочества, и хотя навожу на тебя злоключения, также накажу причиняющих зло тебе, потому что Я помню за тобой твое отрочество, милость». Это довольно сложные к пониманию вещи, какие грехи, какие дурные дела – мы этого не знаем. Вполне возможно, что речь идет о давних днях, т.е. днях праотцев Авраама, Исаака, Иакова, им была присуща милость. Это можно перевести еще и так. Милость, скорее всего, относится к временам праотцов. Им была присуща милость и ради них Господь теперь творит милость и к далекому потомку Иеремии.

Или можно понимать так. «Любовь твою в бытность невестой» – это, по-видимому, речь идет о поколении, которое шло через пустыню, когда только-только Господь заключал Союз-Завет со своим народом. «Вот ты дал им дни» — так образно может быть названо днями отрочество, поскольку оно предшествует юности и старости. Здесь использован женский род, и мы должны просто знать, что любой народ, город и страна на этом языке обозначается словом женского рода. «Как сказал Господь, Я помню за тобой отрочество милость, любовь твою в бытность невестой, как ты шла за Мной вслед по пустыне, по земле незасеиваемой. Израиль, посвященный Господу, начаток его урожая. Все его поедающие вину понесут, злоключение их настигнет». Здесь интересно, что Вавилон, Бавэль, он как бич Божий, он наказывает за грехи народ Божий Израиля. Но поскольку через него идет злоключение, – Вавилон, все цари, все его правители делали это не только потому, что так Господь повелел, а с удовольствием для себя, – то и их это злоключение настигнет. То есть, мы видим с вами в III и IV Царств, применительно к царям вавилонским, в наказание за сынов Израиля был разрушен Вавилон.

Иер.2:4-7 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью.

Пятый стих второй главы. «Так сказал Господь: что нашли отцы ваши во Мне неправедного, что отдалились они от Меня и пошли они вслед за тщетным, и сами тщетными стали…». Прекрасный перевод. «Отцы ваши» – это первое поколение, которое ступило в землю Израиля, это мы читаем в книге Иисуса Навина, в книге Судей. «…и стали служить идолам. Не сказали они: где Господь, кто вывел нас из земли Египетской, кто вел нас по пустыне, земле степной и рытвенной, земле иссохшей и беспросветной, земле, где муж не прошел и там человек не селился? Я привел вас в землю насажденную, чтобы вам есть их плод во благо ее, а вы пришли и нечистой сделали землю Мою, Мой удел вы сделали мерзким».

Иер.2:8 Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают.

«Священнослужители не сказали: «где Господь?» «Где Господь» – это не буквально, то есть мы не знаем, где Господь, как Его увидеть. Им на ум не пришло спросить – «как можем мы служить иным божествам, и где при этом Господь, Кто вел нас». То есть, «почему вы не обратились ко Мне». «Насажденная земля» – это возделанная земля. «…держащиеся учения Меня не знали». Этот очень современно – можно исполнять повеления, уставы церковные и не знать Господа, соблюдать все посты, все, что надо, а Господа не знать.

Иер.2:9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.

Девятый стих второй главы. «Еще буду спорить с вами, сказано Господом, и с сыновьями вашими буду спорить». Когда Господь вступает в спор с человеком, для человека это довольно тяжелое дело. Естественно, мы сразу вспоминаем книгу Иова, где Господь спорит с человеком. Видите, как все в Библии связано. Иов – вот еще одна книга, которую хорошо бы читать параллельно. Там речь идет об одном человеке, но это ничего не значит. И один человек может собой символизировать весь народ и всю церковь так же, как здесь Иеремия символизирует церковь не отпавшую.

Иер.2:10-11 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли [там] что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов [своих], хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.

«…внимательно присмотритесь, и увидьте, бывало ли такое? Меняло ли какое племя богов своих, а ведь они не боги? А Мой народ променял славу свою на бесполезное». В чем слава народа, в чем слава любой страны? Конечно, в славе Божией.

Иер.2:12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

«Опустошитесь от этого, небеса». То есть мир должен рухнуть от этого злодеяния, вот, что это значит. «Бушуйте, крушитесь очень». «Крушитесь» – значит покаяние, кайтесь, молвлено Господом.

Я вернусь к той мысли, с которой сегодня начал. Чем больше мы читаем, тем легче нам представить, каково этот было Иеремии – обличать народ, который он любил. Обличать своих братьев, сестер, своих друзей, в конце концов. Очень тяжело.

Иер.2:20-21 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить [идолам]», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил тебя [как] благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
Вторая глава двадцатый стих. «Вот я издревле сломал твое ярмо, расторг твои шлеи». Ярмо и шлеи, вожжи по-русски, – это образ рабства. «…ты сказала: не преступлю» – женский род, это Израиль женского рода, – «но на всяком высоком холме и под всяким деревом свежим ты блудная бродишь». Почему образ дерева? Вот эти высоты, дубравы, о которых мы читаем, там обычно приносили жертвы языческим богам. «Я же тебя насадил лучшей лозой, вся она семя верное». Тут в подлиннике интересное слово употреблено «сурэг» – это лучший сорт винограда без косточек. Понятно, что это образ не тех людей, которые жили во времена Иеремии, скорее всего, это образ Авраама. Иначе говоря, как же случилось такое, что ты вышла подобием чужой лозы, ведь ты насаждена отборной лозой и семенем верным, от которого должен произойти добрый плод? И лозы от него должны быть добрыми. Как же ты у Меня превратилась в отбросы чужой и плохой лозы? «Суре гефен» – отбросы лозы. Когда лоза подрастает, ее очищают, с нее срезают все побеги, чуждые от насажденного, плохие отводки, их срезают ножницами за ненадобностью. «Как же ты у меня превратилась в отбросы чуждой лозы?».

Иер.2:22-23 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?» Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?

«Даже если стирать будешь щелоком и возьмешь себе много мыльного корня, пятном твоя вина предо мною, молвлено моим господином Богом. Как ты скажешь: «я не стала не чистой, за Баалами вслед не ходила?» Узри путь свой в долине, знай, что сделала ты верблюдица легконогая, свои пути извивающая». Удивительные тут образы идут.

Иер.2:24 Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее.

«Ослица дикая к пустыне приученная и в страсти души своей хватает ветер». Такое слово «бехра» – это молодая верблюдица, которая резвее и выносливей самца-верблюда. Удивительные образы к народу своему здесь употребляет Иеремия. Их очень трудно перевести, но когда в них вникаешь, удивляешься какая же тут красота в этом языке Иеремии. Ослица дикая, дикий осел, прирученный к пустыне, к равнинной земле, где ничто не препятствует бегу.

Иер.2:25 Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей — томиться жаждою. Но ты сказал: «не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их».

Двадцать пятый стих. «Не дай ноге твоей ходить босиком, а твоему горлу испытать жажду. Но ты сказала: «мое сердце отчаялось, нет! ибо я люблю чужих и вслед за ними ходить буду!». «Не ходи босиком» – это не ходи путями дальними, чтобы искать помощи у других народов. Вода – этот образ понятен.

Я хотел бы вернуться к Евангелию. Мы видим, как Господь Иисус ходит по земле и утомляется, и нуждается в отдыхе. Все эти образы тут работают. Образы Иеремии работают, чтобы описать усталость Господа, Его труды, но ни к каким чужим богам Он не присоединялся.

Мне бы хотелось еще одно место с вами обсудить. Двадцатая глава, одно из самых потрясающих и любимых у меня мест.

Иер.20:2-4 …ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем. Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не «Пасхор» нарек Господь имя тебе, но «Магор Миссавив». Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон и поразит их мечом.

Иер.20:6 И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно.

Пасхор сажает Иеремию в колоды. Колоды – это две доски, в которых выпилены прорези для рук и ног, и есть место для замка. Их надевают на ноги и на руки сверху и снизу и запирают, в результате чего человек не может шевелиться, он как бы скован. И этот Пахшур страшно издевался над Иеремией. Он считал себя пророком, но на самом деле он был лжепророком. Иеремия изрекает пророчество на этого Пахшура и говорит «все живущие в твоем доме пойдете в плен, и ты Вавилон придешь и там умрешь и там похоронен будешь, ты и все тебя любящие». В общем, он пророчествует страшные вещи – «и все тебя любящие, которым ты прорицал во лжи».

Иер.20:7-9 Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.

И вот наступает момент, когда Иеремия чувствует полное бессилие. «Ты влек меня Господи, и я был вовлечен; Ты меня пересилил и одолел, я стал посмешищем повседневным, всякий насмехается надо мной. Ибо лишь изреку, возоплю: «насилие и разбой!» возглашу. Ибо стало речение Господне для меня пререканием и глумлением повседневным. Если б я сказал: не буду Его поминать, не буду изрекать больше Его имени, но было в сердце моем как огонь пылающий, и так же в костях моих был заключен огонь». Огонь пылающий, который изо всех сил старается выйти наружу, и он был не в силах вынести, не мог терпеть в недре своем.

То есть наступил момент, когда пророк говорит – «не могу больше говорить, меня бьют, меня позорят, я говорю, а надо мной начинают смеяться, не в силах я, не буду больше говорить». Вот тогда слово Божие, которое было и в сердце его и в костях, сердце – это образ жизни, а кости – образ силы. То есть внутрь Иеремии был сам Господь – «и был как огонь поедающий, и я не мог его удержать». Представьте себе, «огонь поедающий» – вот разложен костер и множество бревен, дров, и удержать этот огонь невозможно. Он все поедает, то есть все сгорает в нем. Пророк описывает такое страдание – «я даже и хотел бы больше не пророчествовать, но не могу, слово Божие во мне как огонь поедающий, удержать я его не могу».

Это одно из самых потрясающих мест во всем Священном Писании. Ты можешь молчать, можешь не говорить? – Нет, не могу. – Тогда говори. Очень много похожих мыслей, как бы откликов на эту тему есть у разных писателей и наставников духовных. Известно, что когда к Толстому Льву Николаевичу приходили молодые писатели, принося свои рукописи, Толстой их спрашивал – «Вы можете не писать? – Могу. – Не пишите». Можешь не говорить, не говори. Можешь не писать, не пиши. – Нет, не могу. – Тогда пиши. Понимаете, если то слово, которое в твоем сердце, в твоей жизни, в твоей силе и крепости, на библейском языке «в твоих костях», – как огонь поедающий, который удержать невозможно, – вот только тогда можно что-то делать, что-то говорить.

У многих мудрецов Израиля есть даже такие высказывания относительно не только каких-то слов писательских – рассказы, поэмы и так далее, а относительно молитвы. Молиться надо тогда, когда ты не можешь удержать молитву. Только тогда твоя молитва будет иметь силу и крепость, когда ты не можешь больше молчать. К такой молитве сердцу надо предуготовиться. Это все имеет своим истоком двадцатую главу пророка Иеремии – вот эти изречения мудрецов, знаменитых писателей и т.д. Я хотел вам просто показать, насколько это удивительно, как вошла в нашу жизнь эта потрясающая книга, даже когда мы об этом сами не знаем и не догадываемся, а просто читаем какие-то слова, изреченные мудрецами, учителями Церкви. Хорошо каждый раз думать, а откуда это все проистекает, откуда это растет, где корень? Корень, конечно, в Священном Писании, в данном случае, корень у пророка Иеремии.

Я думаю, надо на этом завершить. Я повторю только то, что я хотел сказать в самом начале: читайте это книгу вместе с Евангелием, читайте это вместе с другими книгами, с Иовом, с Исаей, с Амосом. И не считайте, что вы уже все знаете, что вы уже стали умудренными. Это все еще впереди, мудрость будет, но она впереди. А пока бойтесь, чтобы мудрость ваша не стала глупостью. Как это предотвратить? Читайте Писание.

Благодарю вас за ваше долготерпение. Желаю вам… — и тут я повторю слова великого ученого Иеронима (Стридонского), великого библеиста и переводчика блаженного Иеремии. Он был великий ученый и великий пастырь, родился и жил он в Риме, там остались его духовные чада с которыми он был в переписке. И каждый раз он писал – «я желаю вам, чтобы, когда вы засыпаете, голова ваша падала на страницы Священного Писания». И в каждом письме он говорил – «читайте Библию днем и ночью». Это его наставление, которое я осмелюсь вам повторить. Читайте Библию днем и ночью.