<< Предыдущая лекция Следующая лекция >> В начало курса >>
Завет с Авраамом. Часть 1
Расшифровка лекции подготовлена студентами Библейского колледжа "Наследие".
Редакторы – Владимир Стрелов, Лидия Плотникова.
Завет с Ноем заключался в том, что Ной был как второй Адам. После того, как все живое извратило на земле свой путь, Господь дает человеку еще один шанс. Я задавал вам уже такой вопрос: Завет с Ноем боле мягкий или более строгий, трудный по сравнению с кратким Заветом с Адамом? И все люди, в общем, ответили: «Конечно, гораздо более простой» – конкретизируются какие-то условия, которые мы называем заповедями. Почитай родителей. Не блуди. Не убивай – это значит, не убивай по своему желанию. И так далее. Учреждай суды, потому что даже неправедный суд – это гораздо лучше, чем «праведное» (в кавычках, конечно) беззаконие, когда я могу сам судить, кого хочу. Мне не нравятся, например, рыжие или какие-то ушастые, и я начинаю их отстреливать или что-то еще с ними делать. Это про суд, это самочиние, и это называется анархия.
То, что было известно последнюю сотню, две сотни лет, это имеет свои очень глубокие корни. Господь обещает в этом Завете, а Завет – это всегда договор двух сторон, Бога и Человека. Человек обещает, что будет исполнять заповеди. Это заповеди к жизни, чтобы человек жил, и сохранилась жизнь на земле, человечество и Его творение. А Господь обещает больше не наводить потоп на землю. И есть знак этого Завета – радуга, которая всегда во всех народах, цивилизациях, культурах и эпохах вызывала радость. Даже маленькие дети, которые никогда ее не видели и, может быть, даже никогда о ней не слышали – бывает такое в совсем небольшом возрасте – когда они видят радугу, прыгают, веселятся, просто хохочут от радости, от восторга! Так что, это мы знаем. Надо просто смотреть за жизнью, и тогда мы много чего увидим. Если кратко, то в этом и заключается Завет. Как и любой другой завет, это Завет жизни, потому что человек изначально не был предназначен ни для смерти, ни для греха, но он, упав и впустив в нашу жизнь грех, как следствие этого, впустил смерть. Теперь есть опасность в уничтожении жизни, и сегодня она гораздо больше, чем, скажем, сто лет назад или тысячу лет назад, пять тысяч лет назад. Разработаны такие виды оружия, которые могут уничтожить всё живое, не только жизнь людей, но и жизнь вообще, как таковую, с большой буквы Жизнь. Так что, сегодня это все должно быть понятным для нас.
Зачем нам нужен этот Завет? Нам, христианам, которые живут в Завете с Господом Иисусом Христом, нужен ли этот Завет? Ответ я давал в прошлые разы, иллюстрировал его. Конечно, нужен. Во-первых, мы довольно часто или, скажем аккуратнее, иногда, нередко выпадаем из Завета со Христом. Вот, бес попутал, взял и украл! Значит, ты выпадаешь. Нет никакой возможности грешить в Завете со Христом, в Завете с Моисеем нет такой возможности грешить. Но об этом у нас еще будет разговор. И что же делать? Человек оказывается вне Заветов, а выпадение из Завета означает смерть? Нет, есть Завет с Ноем. Это как матрешки – вот так можно представить себе. Или более благочестивый образ – когда человек падает с большой высоты, а ему подложили какие-нибудь тюфяки. Но он с такой высоты и с такой скоростью падает, что тюфяки пробивает. И вот, один тюфяк, второй, третий, где-то его все-таки поддерживают и останавливают. Он, конечно, сильно покалечился, но жив. Жизнь сохраняется.
Это очень важная мысль, что, выпадая из одного Завета, Господь нас может сохранить в другом. Можем мы встать? Можем, в покаянии. Почему-то принято считать, что, если человек согрешил – я говорю о церкви – он отовсюду выпадает и лежит чуть ли не на дне болота. Ничего подобного, он не лежит на дне болота. Он в Заветах предыдущих, которые его поддерживают. То есть, это невероятная милость Божия, чтобы мы не выпали из Его любви и милосердия. На самом деле, все гораздо серьезнее, и об этом мы еще будем говорить.
Потомки Ноя. Вавилонская башня
Давайте теперь посмотрим, что же происходит с человеком, с человечеством после заключения Завета с Ноем. Откроем с вами Библию, 10 глава книги Бытия, это потомки Ноя. По-видимому, здесь надо их рассматривать как родоначальников древних народов, которые потом окружали Израиль. Сыновья, их имена – это названия племен. Назвали их Хуш, Иафет, Иаван, и так далее. То есть, тут перечисляется большое количество разных племен, но далеко не все. Иногда вы можете встретить разные утверждения, например, – тут нет ничего про Китай, про Японию, про каких-нибудь жителей центральной Африки, которые тогда не были в общении с Израилем. Значит ли это, что они вне милости Божьей? Разумеется, нет. Надо это иметь в виду. Здесь они перечисляются как «например». Для нас эта книга не учебник по географии, демографии или этнографии народов, нет. Это взгляд определенных людей, живущих в определенном месте, и имеющих свои представления. И говорить надо не об их представлениях, а о том, как мы видим их. Но главное, здесь зафиксировано абсолютно точно и для нас полезно – человек всегда выбирает или жизнь с Богом, или жизнь с тем, что он ставит в центр своей жизни, что-то другое – культуру, цивилизацию, и так далее.
11 глава книги Бытия для нас очень важна. Всего один эпизод, из которого видно, как люди исполняли заповеди. Было время, когда весь мир говорил на одном языке и пользовался одними и теми же словами. Сегодня наука, лингвистика, палеолингвистика, историческая лингвистика, говорит, что это правда, что был изначально один единственный язык. Какой язык и как его реконструировать – это другой вопрос, это очень сложно. Но сегодня в науке, разные научные школы с этим абсолютно согласны, что был когда-то единый язык. Иногда в Библии есть такие утверждения, которые лет двести-триста назад казались абсурдными, а сегодня они естественны для науки. Просто, чтобы вы поняли, что между Библией, библейскими представлениями и научными представлениями противоречия нет и быть не может. Просто, не все сразу открывается, но постепенно.
Быт.11:2-3 «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести».
Смотрите, тут самое главное вот что – вместо камней будем делать из глины кирпичи. Впервые происходит то, что можно назвать словом «замещение», «вместо». Вместо металла у нас с вами часто бывают пластиковые вилочки, ложечки. Мы к ним привыкли, хотя я до сих пор вздрагиваю, когда они попадают мне в руки. Как-то мне не по себе от этого становится. Вместо. Иногда это «вместо» очень хорошо, когда необходимо отделить то, что проводит электрический ток. Это хороший изолятор, и пластиковые корпуса приборов – это все очень хорошо. Но когда впервые «вместо» – это становится ужасно, то есть, первый намек на то, что эти люди идут по пути замещения.
Быт.11:4 «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
Понятно, что это метафора. Уже давным-давно проверено, сколько рядов кирпичей можно уложить, хороших, обожженных, крепких, чтобы нижние слои не рассыпались под тяжестью. Кирпич, все-таки, не очень крепкий материал. И, конечно, башня до неба – это некий образ. Сейчас мы будем разбирать, какой.
Чтобы сделать себе имя – перед нами очень интересная ситуация. Это парадигма любой революции. Башня до неба, что это значит? Имена с небес дал всему творению человек, вы это помните. Можно сказать, что рай был не на грешной земле, а за ее пределами. А тут люди собираются построить башню – я повторяю, это образ – чтобы переименовать все творение. Это образ любой революции. Чем отличается революция, чисто внешне, от какого-нибудь успешного или неуспешного государственного переворота? Есть очень четкий, ясный, внешний признак. Кто-нибудь знает? Любая революция начинается как переворот, но ее вершина – это переименование. Возьмем Великую Французскую революцию. Были переименованы города, реки, и так далее. И, в конце концов, даже замахнулись – это уже действительно бунт против неба – против календаря! Не в том смысле, что только «наш» календарь прекрасный, единственно возможный, а в том смысле, чтобы избавиться от памяти о вере, о Христе. Какая-нибудь другая революция, которую мы тоже называем словом «революция», там переименования являются главным.
В 1917 году тоже была настоящая революция. Первый город, который переименовали уже через несколько месяцев, Павловск. Под Питером знаменитый город, там прекрасные дворцы, музеи. Он был переименован в Троцк, в честь Троцкого. И все переименовывалось – города, горы, названия деревень, и так далее. И тоже вершина – это попытка избавиться от календаря, который хранит память, каждый седьмой день – это Воскресение Христово. И была введена пятидневка безымянная, не дни недели, а просто – первый день пятидневки, второй, третий день, непрерывная. Но долго это не смогло удержаться. Народ возмутился, в общем, это отменили. Это был конец 20-х годов. Имена людей меняли, традиции меняли – вместо «крестин» у людей были «октябрины». И некоторые имена были очень смешные, а некоторые просто жуткие.
Это настоящая революция – все заново переименовать. И если вы возьмете какой-нибудь календарь советского времени, то там даже изменено летоисчисление. У нас с вами летоисчисление от Рождества Христова. Нынче 2016 год наступил от Рождества Христова. Не так важно, это точно или не точно. Скорее всего, не очень точно, но точка отсчета всегда важна. У иудеев летоисчисление ведется от Сотворения мира. Опять, мы не будем спорить, это точно или не точно. А в каждом советском издании календаря – а издавать календарь было делом политическим, и занимался этим только специальный отдел ЦК партии у коммунистов – на каждой страничке было написано, например, 51-й год Великой Октябрьской революции. То есть, новое летоисчисление теперь от революции 1917 года. Просто, об этом сейчас стали забывать, и слава Богу, но надо это знать.
Здесь то же самое. Сделаем себе имя – это значит вот, что. Посмотрите на топонимику наших городов, в каждом городе центральная улица – это улица Ленина. Ее обязательно пересекает улица Горького, и так далее. Есть порядка десяти имен повторяющихся – проспект Кирова, площадь революции… Этих улиц Ленина у нас столько, что это ужас-ужас, и что с этим делать, никто не знает. Назад переименовывать – это хорошая, в общем, идея, но очень дорого. Надо все адреса менять учреждений, школ, поликлиник, которые на этих улицах находятся. Это очень большая путаница и очень дорогая вещь. То есть, эти люди, которые почти сто лет назад, девяносто девять лет назад совершили революцию, они имя себе сделали, причем надолго. В Москве было относительно недавно как бы голосование: станцию Войковскую и весь район переименовывать или нет. Большинство считает, что не надо. Опять же, неважно, результаты голосования были подделаны, фальсифицированы или нет, но люди понимают, они же не глупые, что это огромные труды, огромные затраты.
Значит, вот, что́ стало в центре жизни этих людей. Очень много прекрасных есть историй и легенд про вавилонскую башню. Некоторые очень поэтические, красивые. Человек нес кирпич на вершину башни, кранов то не было, и когда доносил кирпич до верхнего этажа, то он уже состарился. Красиво, но, конечно, это все не так. Из кирпичей таких башню не построишь, это очевидно. Что же в центре жизни этих людей? Не Бог, это мы видим сами. Они прекрасно понимают, то, что они задумали, – это, в общем, преступление, пока мы не будем рассеяны по всему свету. Что же в центре жизни этих людей? Они сами – сегодня в центре жизни очень многих людей. Я думаю, христиан сегодня не большинство, не восемьдесят процентов, как утверждают наши начальники, а гораздо меньше. Что же в центре жизни большинства людей? Я сам, я любимый, я любимая мною! Поэтому все, что́ мне хорошо, это правильно, это нравственно, все, что мне не хорошо, это не хорошо. Оказывается, в XIX веке такой образ жизни называли буржуазным. Таким словом «буржуазный» называли не потому, что люди все богатые, а потому что это человек, который в центр жизни себя ставит.
В чем радость революции в переименовании – создать свой рай? Дело не в том, что рай. Люди, которые совершают революцию, многие из них очень наивны и думают, что сейчас, вот, мы старый мир разрушим до основанья, потом новый построим, и так далее. Это все, конечно, ерунда. Радость в том, что человек сам себя ставит на уровень Творца. Бог сотворил мир, Бог привел тварь к Адаму, который по Его благословению дал имена. А теперь мы сами переиначим этот мир. Все советские задумки – повернуть сибирские реки на юг, а не на север, оросить пустыни и прочее, они закончились катастрофой, половина закончилась катастрофой. Самое главное было, не что-то полезное и умное сделать, а самое главное было, стать на уровень творца – я есть бог, мне покланяйтесь. Поэтому естественно, что наши начальники обожествлялись – Ленин, Сталин, и так далее. Хрущева не успели сильно обожествить, но, все-таки, тоже обожествляли. Они как боги, – а, бог это я, тот, кто сидит в Кремле.
Я сейчас ничего не имею против России. Тоже самое было в Германии, тоже самое было в Италии и многих иных странах, но не во всех, слава Богу. Вот, в этом и великая радость, самая главная радость такого начальствования – это власть, упоение властью. Вот, все что хочу, то и делаю. Прикажу, и реки повернут в другую сторону. Прикажу, и роют каналы между Белым морем и Балтийским. Неважно, что при этом погибнут сотни тысяч, а может, и миллионы людей. Ну и что, бабы новых нарожают. Вот и все, все меняется, вся жизнь меняется. Когда на место Бога становится человек, это в нашей традиции называется гуманизм. Человек в центре жизни, человек вершина творения, и прочее. Взгляд антропоцентричный, антропос – человек (по-гречески). Антропоцентричный взгляд на всю жизнь, на все творение, на всё.
А с точки зрения Библии всё не так. Теоцентричность – это если говорить о Ветхом Завете. А в Новом Завете – богочеловечество. Вы знаете это различие, Христос – это и Бог, и Человек, и в одном Лице соединились неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно природа человеческая и природа Божественная. Вот, как мы рассуждаем, и рассуждения совершенно здравы. Не просто они такие заумные, как некоторые говорят – христианская догматика такая заумная. Она не заумная, она совершенно конкретная и очень, я бы сказал, разумна. Другое дело, что мы из этой догматики сделали какой-то культ, плохо понимая, что это может быть приложено ко всем сторонам нашей жизни – наше понимание богочеловечества. Например, я много раз вам говорил про Библию, что Библия — это тоже книга богочеловеческая. И мы не можем сказать – вот, это слово божественное, а это слово человеческое, или – эта глава человеческая, а эта божественная, это совершенно неверно. Вся книга боговдохновенна, вся книга богочеловечна. Бог говорит через людей, и роль человека здесь так же важна, как и роль Бога.
Мне довелось неоднократно беседовать с владыкой Антонием Сурожским, великим святым наших дней. На одной из бесед много народу было, человек пятьдесят, в основном молодежь православная, ищущая, грамотная. И вот, речь зашла о догматике. А зачем она в реальной повседневной жизни? Владыка говорит:
– Я как врач, могу вам сказать, что, если у человека понимание догматов о богочеловечности неправильное, или догмат о Троице недостаточно в нем укоренился, это обязательно ведет к болезням – духовным, душевным, и потом даже телесным.
Авторитет владыки Антония был грандиозный, конечно, и сейчас есть. Народ замер, и кто-то самый активный говорит владыке:
– Вы не могли бы подробнее нам рассказать, какие болезни?
Владыка вдруг ответил:
– Пожалуй, нет. Вам полезнее об этом размышлять самостоятельно, ищите ответ сами.
И вот сейчас мы видим, как многие сферы жизни находятся в тупике – искусство, литература, много чего. И мудрые люди говорят, что выход, конечно, есть. А выход – это прикладное использование догматики, осмысление путей науки, литературы, технологий, практики церковной жизни с точки зрения нашей догматики. Это не так-то легко, это серьезная вещь. Это не значит, что мы должны менять догматику, упаси Бог. Все, что Церковь изрекла через святых отцов – это аминь, аминь, аминь. А приложить ее к жизни!
Вот, есть огонь какой-то, но его сделали вполне прикладным – есть печка, есть электропечка, газовая плита, и прочее. Мы умеем ими пользоваться и даже на кострах можем готовить все, что хотите. И никто, конечно, огню не поклоняется. Так же и здесь. Нельзя ставить человека в центр жизни! А единственный выход – это, конечно, изменение этой позиции. Но это уже дело будущего. «История Церкви, – как говорил праведник отец Александр Мень, — только начинается». Две тысячи лет до Господа, как два дня. Мы искали и много чего нашли, какие-то понимания, какие-то если не знания, то по крайней мере осмысления, а сейчас это надо приложить к жизни.
Итак, ее стоит внимательно рассмотреть, эту вавилонскую башню. Мы видим, эта сцена очень яркая. Можно детям рассказывать про всякие чудеса. Конечно, почему бы нет. Есть прекрасные картины великих мастеров древности и средневековья. Например, Дюрер, у него прекрасная вавилонская башня. Кто только ее не писал. Но надо понимать, что это все-таки метафора, это образ. Образ смещения центра жизни с Господа Бога на человека – «я в центре жизни».
Потом мы это увидим многократно в разных книгах библейских. Фараон говорит Моисею – кто такой ваш Бог, я его не знаю, я бог в Египте! Он себя ставит на Его место. И огромное количество таких отрывков. Допустим, Есфирь. Та же самая история, где царь как бог, шах-падишах, «царь царей» – такой у него был титул в Вавилоне. Все, что он говорит, это становится законом. Даже, если сказал что-то нечаянно или какую-то глупость, немедленно становится законом. Можем ли мы их обвинять в этом? Я думаю, что нет. Дело в том, что это все следует из Завета с Ноем, что нельзя поклоняться идолам. А идола легко сделать из человека, любой правитель может тоже стать идолом, как и всё остальное. Что же тогда? Это были поиски, я бы так сказал, эмпирические поиски, опытные – где граница? И вот, эта граница была найдена, практически найдена. С фараоном все понятно. Церковь это всё знает и осмысляет. Каждый день, каждую неделю все каноны наши построены по образцу воспоминания этих событий в Египте. Так они выстроены, чтобы мысленного фараона мы с вами не превратили в идола. А кто может быть на месте фараона? А, кто хотите, я сам.
Здесь происходит ужасная вещь, происходит перетряска всего бытия – сделаем все заново, новые имена дадим. Ну, хорошо, давайте. И Бог это останавливает. Пожалуй, у них могло это даже получиться, но Господь останавливает их. И удивительный способ, как Он останавливает, Он смешивает языки. Люди перестают друг друга понимать. Собственно говоря, сегодня это тоже есть, когда люди не понимают друг друга. Я имею в виду языки не русский, французский, польский, украинский, хотя это тоже прекрасно. Я о другом совсем говорю, о языках понимания. Сегодня в одной и той же стране, в одном и том же городе люди говорят на разных языках. Что значит, на разных? Просто, не понимают друг друга.
Откройте, хотя я бы не советовал этого делать, какой-нибудь телеканал, и очень часто вы там ничего не поймете, о чем идет речь. Я вообще почти не смотрю телевизор, но, когда включаю, я просто не понимаю, о чем они говорят, о чем идет речь. Для меня это такая загадка, и я выключаю. Вот это двуязычие, как бы непонимание друг друга, оно сегодня есть, оно господствует.
Если кто-то из вас читал замечательную книгу Льюиса, фантастическую трилогию, последняя книга называется «Мерзейшая мощь». Там злодеи хотят сделать фактически то же самое, та же вавилонская башня у него описана – изменить все названия, всю природу вещей. Они наказываются именно так – они перестают друг друга понимать. И там прекрасные есть слова, они звучат по латыни, я перескажу по-русски – «кто отвергает слово Божие, у того отнимется слово человеческое». Это прекрасная древняя мысль, очень раннее средневековье, кто-то из латинских отцов это высказал, не помню сейчас, кто. Но, это правда! С чего надо начинать учить? Если хотите ребенка или взрослого научить быть культурным, разумным, с ясной речью, с ясным разумом, с чего надо начинать? Учите словом Божьим, и тогда у него появится слово человеческое. Это очень практическая вещь. Надеюсь, вы все читали.
Быт.11:8-9 «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». – Баб-эль – на древнем языке назывался это город, что значит «смешение».
Итак, подведем какие-то итоги. Перед нами вторая попытка устроить жизнь людей на земле, все очень кратко описано, в основном, через родословие потомков Ноя. И вот, одна единственная сцена, когда что-то случилось. При первой попытке гораздо больше сцен: вот Каин и Авель, вот Ламех, который нарочито убивал людей в гораздо большем числе и этим даже хвастался, и так далее. А здесь ничего нет. Почему нет? А зачем? И так уже все понятно, все ясно. Вторая попытка, которая была дана Господом по Его милости, вторая попытка устроить жизнь людей на этой земле, она закончилась тоже провалом. Исторически закончилась. Не в том смысле, что это был ненужный Завет с Ноем, нет, это не так. Завет вечный!
И действительно, мы знаем, нет ни одного народа, ни одной культуры, ни одного племени, которое бы не знало о Едином Боге. Сейчас уже вся земля исследована. А еще недавно, тридцать-сорок лет назад, где-нибудь в джунглях Амазонии находили какие-то племена, о которых никто никогда не слышал, и которые никогда не знали, что есть какой-то вышний мир. И когда исследователи начинали там жить, спокойно изучать их представления, то выяснялось, что они это знают, что все эти заповеди им известны. Это совершенно потрясающая вещь. У нас есть абсолютно научное историческое доказательство того, что Завет с Ноем не только – хотел сказать – «был», был и есть, именно через то, что он в действии у каждого народа, у каждого племени. Итак, он тоже кончается катастрофой, неудачей, потому что бунт против Бога – это более, чем неудача. Это просто восстание, богоборчество, и это страшное дело.
Родословие Авраама
Дальше, как мы понимаем, Господь мог создать две возможности. Сделать третью попытку, как бы еще одну, и еще одну, и еще одну. Или просто прекратить жизнь на земле. Жизнь, как таковую. Но то, что происходит дальше, для нас совершенно поразительно и невероятно странно. Вторая половина 11 главы Бытия говорит о потомках Сима, на иврите это Шем. Достаточно подробное родословие. И вот, наконец, мы доходим до Нахора, деда Авраама. Ему было 29 лет, когда родился у него Терах (Фарра). После рождения Тераха Нахор прожил еще столько-то лет. Терах прожил 70 лет, когда у него родились сыновья Аврам, Нахор и Аран. И дальше потомки Тераха. Очень интересно, первый раз мы видим имя Аврам, который потом станет величайшим пророком, другом Божьим, и так далее. Очень интересно посмотреть разные предания иудейские, что они говорят, потому что каждый народ стремится своих величайших героев как-то мифологизировать, сотворить для них какое-то необыкновенное происхождение, культ, и прочее. И к нашему удивлению, ничего подобного про Авраама и его предков мы не встречаем.
Утверждается интересная вещь, что он жил в Уре Халдейском. Что такое Ур Халдейский? Сейчас расскажу немножко. У Тераха была лавка, бизнес такой. Он изготовлял глиняные статуэтки богов и их довольно успешно продавал. Понятно, что это товар ходовой. И он пытался приучить своего сына, еще молодого тогда Аврама, к этому делу. Интересно то, что Терах умирает не в Уре, а в Харране. И только после этого говорит Господь Авраму – «встань и иди дальше в землю, которую Я тебе дам». Терах умирает, как он был язычником, так он и остался язычником. Он вовсе не стал единобожником, монотеистом, в отличие от Аврама и в отличие от Нахора, брата Аврама. Помните? Авраам потом к нему присылал своего слугу, чтобы найти для сына Исаака жену. Нахор человек, который знал, что Бог один есть, но приспосабливался к условиям местной жизни. То есть, у него и это, и то. И потом, уже через поколение, туда приходит Иаков, и ищет себе жену. Это красавица Рахиль, которая тоже, в общем, верит в Бога Авраама, Бога Исаака, но одновременно она еще крадет у отца этих домашних божков, идолов, на всякий случай. То есть, и ими тоже решила обезопаситься, чтобы не было для них никаких последствий.
То есть, мы видим, что эти люди, большинство из них, такие же, как и сегодня. Даже те, кто ходит в храм. Да, они причащаются, молятся, исповедуются, и слава Богу, это прекрасно. Но они всегда интересуются, какой астрологический прогноз, кто когда родился, в какой месяц, какой у тебя знак, и прочее. То есть, назвать это двоеверием нельзя, но, в общем, это не есть чистая вера. Чистая вера – когда человек отвергает все, кроме Господа Бога. И в этом-то и состоял завет, который Бог заключает с Авраамом. Утверждается интересная вещь, что Аврам с юных лет, не с грудного возраста, конечно, с подросткового, отроческого, интересовался – а, кто же больше всех в этом мире? Его смущало солнце, вот, солнце закрывают тучи. Кому можно поклоняться? Потому что поклоняться надо самому сильному, это он понимал. И, в конце концов, он пришел к тому, что есть Бог невидимый, единственный, Творец всему. И только Ему можно и стоит достойно поклоняться. Но отец пытался из него сделать бизнесмена, торговца. И однажды, когда он оставил своего 16-летнего сына одного в лавке, так говорит Предание, он приходит, и все глиняные изделия лежат в осколках на полу. Отец перепугался – что это такое, что это значит? Аврам ему говорит:
– Вот, пришел один такой бог и всех перебил палкой!
– Да что ты говоришь, этого быть не может, это же ерунда какая-то!
– Да, конечно, ерунда! А почему же ты веришь, что они могут помочь людям, сами будучи неживыми?
В общем, отец понял, что натворил Аврам, и они вынуждены были бежать из этого города, потому что это преступление по законам города Ура.
Что такое представлял из себя этот город Ур? Когда я иногда встречался с детьми, сейчас это крайне редко бывает, я им всегда любил задавать вопрос: а как жили люди сто лет назад? Дети 5-7 летнего возраста. И почти всегда был очень забавный и симпатичный ответ: сто лет назад люди жили очень плохо, одежды не было, жили в пещерах, еды тоже почти не было. Это совершенно естественно, нам представляется, что чем древнее, тем более дремучими были люди. Но, найдено огромное количество материалов. Они писали на глине. Глина интересный материал, который был и для строительства стен, обожженная глина, необожженная глина, смешанная с соломой, по-разному кирпичи делали. И писали тоже на глиняных табличках, палочками выдавливали, и это все хранилось. Цивилизация была очень вдумчивая, бюрократическая. Если помните, когда-то всюду висел такой лозунг «Социализм – это учет и контроль». Можно сказать, что у них был развитой социализм. Учет и контроль были постоянными.
Очень трудно перевести эти таблички на современные языки. Трудно не потому, что мы не знаем, а потому, что изменилась цивилизация. Это изобрели древние люди, шумеры, это была совершенно другая раса. А потом шло новое нашествие, новое поколение – аккадцы. Это семиты уже. Шумеры не были семитами. Аккадцы переняли эту высокую культуру у шумеров – и язык, и письменность. Представьте себе, что-то такое произошло в стране, и вы все записываете лекции или какие-то проповеди готовите по-русски, но китайскими иероглифами записываете. Возможно? Наверное, возможно. И вот, проходит несколько тысяч лет, и ваши тетрадки или диски компьютерные, или другие носители информации обнаруживают археологи. Их счастью нет предела. И вот, попробуйте расшифровать китайские иероглифы, которые записаны не китайским языком, а на русском языке. Это будет очень трудно.
У них был очень жесткий контроль. В каждом поле стояли учетчики и записывали, сколько люди работают вдоль поля, сколько поперек, и так далее. Это был город, в котором была канализация, был водопровод, были тротуары, сейчас это известно. То есть, там был высокий уровень цивилизации. Были школы, причем хорошие, в которых детей учили счету, письму. Жители Вавилонии – по-видимому, шумеры, а не аккадцы – изобрели математику. У нас с вами 10 знаков, десятеричное исчисление, а у них было 60 таких знаков. Мы до сих пор храним эту память об их культуре – у нас каждый час это 60 минут, каждая минута 60 секунд, не 100, как это, казалось бы, правильнее, а 60, и так далее. Круг мы делим на 360 градусов. Почему я сказал про 60? Потому что таблица умножения была очень трудная. У нас 10 на 10, всего надо сто клеточек запомнить, даже меньше, половину примерно. А у них 60 на 60 – 3600. Кто знал таблицу умножения, считался очень грамотным человеком.
Это все память о Вавилоне, об этой древней культуре Междуречья, которая до сих пор сохранилась у нас. Там были законы, суд был. Законы были жесткие. Против богов выступать было запрещено, это был смертный грех. Город был очень богатый, торговый. Были каналы, которые соединяли Тигр и Евфрат с побережьем, с морями. Туда поднимались корабли. Торговали тканями, коврами, пряностями. Просто, чтобы мы понимали с вами, что это такое.
Быт.12:1 «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе».
Город цивилизованный, город, где была полиция, служба безопасности, где особо не было преступлений, а если были, раскрывались. В городе был высокий уровень развития медицины. Найдены захоронения, в которых в черепе, скажем, металлическая пластина вставлена. Сделали трепанацию черепа и отверстие в черепе закрывали металлической бронзовой пластинкой. Это высокий уровень медицины. Были прекрасные школы. А что еще людям надо? Чтобы было безопасно, чтобы торговлю, дела вести безопасно. Чтобы детям было, где учиться, чтобы у них было будущее. Все это было. И вот, – встань и иди в дикую землю, иди туда, не скажу, куда. Потом увидишь! Когда мы с вами читаем про Авраама в послании к Евреям, что «поверил Авраам Богу, и Бог вменил ему это в праведность» – это чистая правда. Настолько человек доверяет Богу, что идет туда, куда ему Господь говорит.
По-видимому, срочный побег из Ура был связан именно с этими делами – разорением этих божков. Они ушли в Харран, это город библейский, тоже перекресток торговых больших дорог на юг, на запад, на восток. И довольно долго там жили, пока Терах, отец его, не умер. И очень интересный из этого делается вывод, что у нас никогда нельзя родителей не только не почитать, а просто даже проклинать нельзя. Если бы Авраам проклял отца своего, Авраама бы не было. И мы благодарны Господу, такой вывод, за этого Тераха, потому что от него произошел Авраам. Нет у нас права своих родителей, которые живут не так, как нам нравится, и не так, как бы нам хотелось, нет у нас права их осуждать.
Кстати, в этом городе, когда, по-видимому, отец уже очень старый, Аврам живет с отцом до конца, закрывает его глаза и хоронит. Это тоже очень древнее предание. Аврам уже знает, что у него будет особое служение. Он знает, что у него особое призвание, и отец знает. Но, давайте вспомним замечательную сцену из жития преподобного Сергия Радонежского. Такой неожиданный поворот, правда? У него были очень пожилые родители, и он очень хотел пойти принять монашество, иноческое служение. Но они его просили – подожди, вот, похорони нас и тогда иди. И он согласился. Я думаю, что это очень связанные вещи – высота и значимость для нас преподобного Сергия, его трепетная любовь к своей земле, ко всем ее потомкам, к нам, несомненно, связано с тем, как он трепетно исполнил эту заповедь о почитании родителей, древнюю заповедь Ноя. Она, конечно, вошла и в десять заповедей Моисея, это ясно.
Авраам сразу показан – надо учиться это видеть – как великий человек. Что такое великий человек? Это не тот, кто больше всех знает, больше других умеет, больше всех может что-то делать. Нет. Великий человек – это тот, кто идет всегда вперед, держа в центре своей жизни, в центре своего внимания Самого Господа Бога. Вот, это он сделал.
Избрание Авраама
И теперь мы переходим к сути Завета. Вместо того, чтобы сделать еще один завет, еще какие-то новые заповеди – третью, как мы говорили, попытку, Он вдруг дает совершенно новый поворот. Он Господь, Он говорит, вот, Я избрал тебя.
Быт.12:2-3 «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Вот, как удивительно! Я не уверен, что мы с вами сразу понимаем, о чем идет речь – «ты будешь благословен во веки веков». Когда такое говорится, в лоб нет, но это значит «навсегда». Это значит, что благословенен не только ты, но и твои потомки. Все потомки, они становятся избранным народом. Избранный – это совсем не значит, лучший. У нас в церкви есть священство, есть епископат. И только очень неразумные люди считают, что священники это самые лучшие, самые праведные, самые святые люди. Нет, совсем нет. Разумеется, я ничего плохого не смею сказать про замечательных наших отцов, священников. Я хочу про другое сказать. Это особое служение, очень трудное, героическое служение. Мы используем наших священников как слуг. Хотя, кажется, что мы им кланяемся, руки целуем, и прочее. Это все мелочи, ерунда. Мы несем на исповедь к отцам всю грязь, мусор, простите, все, что даже словом назвать приличным недостойно. Все, что в нас накопилось, мы на них это сваливаем. То есть, мы используем их – не обижайтесь, отцы дорогие – ну, как помойные ведра. И это их служение – брать на себя, как взял на Себя наши грехи Христос. Священники делают то же самое. Высокое служение, очень высокое, невероятной высоты служение! Но само по себе служение не делает их замечательными, хорошими. Как правило, это хорошие действительно люди. Но никогда в жизни не было никакой гарантии, что, раз человек имеет сан, то он прекрасный человек. То же самое и здесь, это я говорю к примеру, потому что этот пример, может быть, неожиданно для вас прозвучал, но он понятный должен быть.
Авраам избирается как критерий. – Вы не смогли исполнить эти заповеди райские, ну, что с вами сделаешь? Вы не смогли исполнить заповеди Ноя, ах, ну, что с вами сделаешь, – говорит Господь. – Вот, Я ставлю Авраама, благословлю тех, кто благословляет тебя. То есть, вот вам выбор. Выбирайте, или вы Авраама благословляете и его потомков, или проклинаете. «Благословляющих тебя благословлю, а проклинающих прокляну».
И с этого момента становится камнем преткновения этот народ, эти потомки Авраама. Они не самые лучшие. Господь их избирает не потому, что они такие замечательные. Да, Авраам высочайшей жизни человек, но потомки очень все разные, как и любые люди в другом народе. Но у каждого есть своё призвание, у каждого есть своё служение. «Благословляющих тебя благословлю, а проклинающих прокляну». Очень трудно принять, что этот человек, который, в общем, и одевается хуже, чем я, и глупее меня и так далее, что мне надо его благословлять. Чего ради? И очень хочется его, наоборот, проклясть и избавиться от него. И мы это видим постоянно в истории человечества. Это называется словом «антисемитизм». Суть его вовсе не в том, что какой-то народ всем противен, а суть его в богоборчестве. Он Богом был поставлен для преткновения или благословения. И тогда тот, кто с ним борется, пытается его уничтожить, тот борется с Богом. Но с Богом трудно бороться.
Что за служение, которое Господь дает Аврааму и его потомкам? Служение свидетельства. – Вы были свидетели, что Я вас избрал. – Да, мы свидетели, мы свидетели, – отвечают люди. И каждый год они об этом говорят, каждый год они об этом свидетельствуют снова и снова. Суть любой революции – богоборчество настоящее. Но до Бога не добраться. Гитлер, Сталин, кто-нибудь еще, пытались бороться с Богом. Церкви закрывали, священников, монахов, высокой жизни мирян расстреливали, уничтожали, гнобили. Мы это знаем, это ужас, ужас. Но, опять, где-то есть тайные священники, тайные епископы, тайные монастыри, служат по ночам в квартирах. Что с ними сделаешь? Ничего не сделаешь. И тогда, поскольку до Бога не добраться, уничтожить Его у них не получается, надо уничтожить свидетелей. Не будет свидетелей, некому будет вспоминать о Боге, такая простая истина. Вот, почему и Гитлер это делал – уничтожал потомков Авраама. И Сталин к этому готовился, просто, Господь не допустил.
Мы с вами будем в последующие встречи изучать, в чем же высота Авраама. А высота несказанная! Он верит Богу, только Богу и исключительно Богу, и больше никому. Он даже себе не доверяет. И ждет, ждет две вещи. Ему обещает Господь – это народ многочисленный, там красивые образы, как песок морской, как звезд на небе, понятно, это метафоры. Как звезд на небе, мы знаем, звезд там триллионы. Столько людей на земле не живет, но неважно. Повторяю, это образ. Поэтому мы с вами не должны здесь быть так строги. И земля! Я забегаю сильно вперед, смотрите. Авраам жил очень долго, 170 с чем-то лет. И все, что ему Бог обещал, он увидел, но чуть-чуть. Когда у него умирает его любимая жена, он покупает кусок земли, чтобы похоронить ее. Пещера Махпела́. А пещера – это не земля. В пещере нельзя пшеницу, ячмень или рожь растить. У пещеры маленькая площадка, на которую похоронные носилки можно было поставить, и всё. Клочок земли, который он увидел, который был ему продан в его собственность. Больше земли у него не было при его жизни. И один единственный сын. Измаил не в счет, потому что, да, он его сын, но, не совсем. Совсем не праведник, в общем. Это тоже будем разбирать. Вот, один сын и один клочок земли. И поверил Авраам Богу, вот, какая у него была вера. Его называют отцом всех верующих. В Евангелии имя Авраам встречается очень часто. То есть, если под этим углом вы перечитаете Евангелие, то увидите, с каким почтением о нем говорит Сам Господь. Вот, какой удивительный человек, и какая невероятная заповедь. Мы верим Богу, только Богу и исключительно Господу Богу, и больше никому.